Русская версияEnglish version

  • Show4
  • mountains.jpg

Новые поступления

Шарон Б.Г. Августейший генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович : воен.-ист. очерк / Б.Г. Шарон. – Калининград : [Смартбукс], 2016. – 221, [1] с. : ил. – (Великие князья на службе флоту и России).

Книга, подаренная ЦВМБ автором, завершает серию сочинений, посвященных государственным и военно-морским деятелям – Великим князьям генерал-адмиралам Российского Императорского флота. Исторические события излагаются в хронологической последовательности. При составлении данного очерка использовались материалы, не попавшие в издания предшественников по этой теме. Великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович (1850-1908) – кругосветный мореплаватель, начальник морских сил на Дунае в Русско-турецкую войну (1877-1878) и Главный начальник флота и Морского ведомства (1880-1905). На протяжении длительного времени за Алексеем Александровичем тянулся шлейф отрицательных оценок, превратившихся в устойчивый штамп. Историки и публицисты отмечали исключительно бездарность последнего генерал-адмирала. Однако никто из этих авторов не приводил конкретных фактов и цифр, доказывающих профессиональную несостоятельность этой августейшей персоны. Никто не посвятил ему монографии, не составил целостный биографический портрет, чаще всего его имя вообще не упоминается в трудах о русском флоте. Б.Г. Шарон в своей работе попытался не полностью «реабилитировать», но дать обстоятельную характеристику служебной деятельности Алексея Александровича. Он предлагает читателю рассматривать личность генерал-адмирала и результаты его служения Отечеству, учитывая то, что «в русской истории были случаи, когда действия людей, находившихся у вершины власти, приводили страну к той черте, когда к прежней жизни уже возврата не было». В дореволюционной официальной литературе тщательно затушевывались просчеты недальновидной политики последнего русского государя во многих сферах. Для более объективной оценки деятельности Великого князя надо анализировать его практические дела отдельно – в период правления Александра III и во времена царствования Николая II. В таком контексте будут очевидны успехи и промахи в развитии военно-морских сил. По мнению автора, Алексей Александрович не сумел продемонстрировать качества, необходимые для Главного начальника флота и Морского ведомства, «проявлял в государственных делах нерешительность и как генерал-адмирал, подчиненный непосредственно Государю Императору, считал, что нужное решение всегда будет за последним». Цусимское сражение показало плачевное состояние русского флота и подвело итоги государственной деятельности Алексея Александровича. В книге воздается должное и заслугам Его Высочества. Автор подробнейшим образом рассказывает обо всех достижениях в разделе главы «Штрихи к портрету». При нем было «построено много броненосцев и крейсеров; выделены многомиллионные средства на строительство новых кораблей; произошло переоборудование новейшими машинами и станками мастерских и казенных заводов Морского ведомства; преобразованы административные учреждения...».

Волович В.Г. Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949-1955 гг. / В.Г. Волович. – [М.] : Paulsen, [2010]. – 543, [21] с. : ил. – (Международный полярный год).

Книга представляет собой воспоминания и дневниковые записи В.Г. Воловича – известного полярника, военного врача, основателя отечественной медицины выживания и человека, который первым в мире совершил прыжок с парашютом на Северный полюс (1949 г.). Исследовательская деятельность 40-50-х годов XX века явилась значимым вкладом в изучение и освоение Крайнего Севера и Арктики, именно тогда были заложены основы многих научных дисциплин (гидрология, метеорология и др.). Интерес различных государств к Арктике в то время был обусловлен напряженной геополитической обстановкой. Северный Ледовитый океан рассматривался как арена будущих военных действий. Советский Союз заметно отставал в гонке вооружений от США. Наконец, в мае 1947 г. в СССР появился носитель ядерного оружия – совершил первый полет четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-4. Необходимо было найти подходящий маршрут к территории потенциального противника. Самый короткий и удобный путь пролегал через Центральную Арктику. В 1948 г. состоялась высокоширотная авиационная экспедиция «Север-2», в состав которой вошли более 30 ученых. Разумеется, военные цели экспедиции прикрывались научными исследованиями, которые разрешено было опубликовать впоследствии в открытой печати. В данной книге рассказывается о наиболее интересных эпизодах четырех секретных экспедиций «Север-4», «Север-5», «Северный полюс-2», «Северный полюс-3», в которых участвовал автор. Книга, написана живым, доступным языком, не содержит наукообразных описаний и увлекает даже названиями глав («Ядовитые медведи», «Коварный враг полярников», «Быть или не быть», «Смех – драгоценный дар» и др.). Издание предназначено широкой читательской аудитории.

Кузнецов Н.А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Н. Кузнецов. – М. : Paulsen, 2017. – 32 с. : ил.

Кандидат исторических наук Н.А. Кузнецов – действительный член Русского географического общества, участник экспедиций в Арктику и Антарктику, автор многочисленных научных и научно-популярных публикаций. В данном издании рассказывается обо всех этапах истории ледокольного научно-экспедиционного судна, начиная с проектирования и постройки. Недавно вышедший на экраны фильм «Ледокол» (режиссер Н. Хомерики) снят по мотивам реальных событий, непосредственным участником которых был «Михаил Сомов». Действие фильма разворачивается на борту судна «Михаил Громов», «роль» которого «сыграл» первый в мире атомный ледокол «Ленин», установленный на вечную стоянку в Мурманске. В 1985 году «Сомов» отправился в свой 14-й рейс в составе 30-й Советской антарктической экспедиции и на 133 дня оказался в ледовом плену у побережья Антарктиды. К дрейфующему судну была послана спасательная экспедиция на дизельном ледоколе «Владивосток», которую возглавил знаменитый полярник А.Н. Чилингаров. Вышедший на выручку «Владивосток» не был рассчитан на сильные шторма в самый неблагоприятный сезон – крены его корпуса порой достигали 45 градусов. Волны сорвали с креплений находящиеся на палубе бочки с горючим для вертолета, было повреждено оборудование. Мощностей дизель-электрохода было не достаточно, чтобы справиться со сковавшими «Сомова» льдами. Антарктида – безъядерная зона, поэтому в спасательной операции нельзя было задействовать атомоходы. Несмотря на сложные условия, наши моряки проявили профессионализм, мужество и выполнили свои задачи. Героическая эпопея, развернувшаяся в высоких широтах, широко освещалась в прессе того времени. Многие участники тех событий были удостоены правительственных наград. Героями Советского Союза стали начальник экспедиции А.Н. Чилингаров, капитан «Сомова» В.Ф. Родченко и командир вертолета ледокола «Владивосток» Б.В. Лялин. Были награждены и сами ледоколы. В честь легендарного дрейфа выпустили значки, почтовые марки, памятные медали. После развала СССР была разрушена система обеспечения Северного морского пути, и пришлось по крупицам восстанавливать старые станции, строить новые. Большая часть материалов завозилась с помощью «Сомова», получившего прозвище «пароход, что всю Арктику кормит». С 1975 по 2016 год «Михаил Сомов» совершил 94 рейса, и в настоящее время продолжает выполнять свою нелегкую работу.

Информация о новых книгах, поступивших в Центральную военно-морскую библиотеку за июль 2017 года

Флагман корабельной науки : [сборник статей]. [Т. 1]. Воспоминания. 2005 г. / ФГУП ГНЦ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова». – СПб., 2005. – 237, [2] с. : ил.

Государственный научный центр «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова» стоит в одном ряду с наиболее известными научными учреждениями мирового военного кораблестроения. Институт, основанный в 1894 году, сыграл огромную роль в создании отечественного Военно-Морского Флота. Научный центр участвовал в решении всех теоретических, научно-технических и технологических проблем, связанных с военным и гражданским судостроением. Здесь проводились испытания корпусов и моделей перспективных кораблей, создавались новые конструкционные материалы, разрабатывались варианты принципиально новой энергетики, оценивалась боевая эффективность морских вооружений и др. Настоящая монография открывает серию воспоминаний сотрудников ЦНИИ имени А.Н. Крылова. В книге описаны этапы создания и развития уникальной лабораторной базы ЦНИИ, в том числе кавитационных труб, являющихся своеобразной визитной карточкой института. Представлен вклад ученых Государственного научного центра в разработку глубоководных аппаратов, малошумных подводных лодок. Освещается деятельность сотрудников института в области гидродинамики и гидромеханики, проблем физических полей и скрытности кораблей. В сборнике не предполагалось публиковать научные материалы, результаты теоретических и экспериментальных исследований. В личных воспоминаниях отражена атмосфера в творческих коллективах при решении сложных задач и проблем, приводятся сведения о результатах их созидательного труда. Академик РАН В.М. Пашин во вступительном слове к изданию цитирует высказывание историка В. Ключевского: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Только уважительный подход к опыту поколений обеспечит преемственность знаний, практических умений и позволит сохранить традиции отечественного военного кораблестроения.

Ведерников Ю.В. Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 / Ю.В. Ведерников. – Владивосток : Изд. Ю.В. Ведерников, 2016. – 275 с. : ил.

Книга подарена библиотеке автором. В издании обобщается опыт русского, советского и российского дальневосточного и тихоокеанского мореплавания, приводятся сведения о кораблекрушениях. Описываются 892 случая катастроф, в том числе иностранных кораблей и судов. Освещается история военного и научного флота, морской пограничной охраны, аварийно-спасательного дела, торгового и промыслового судоходства, портов, судостроительных и судоремонтных заводов, морского образования на Дальнем Востоке России; затрагиваются вопросы освоения нефтяных ресурсов в Охотском море, начиная с 70-х годов прошлого века. Материал излагается в хронологической последовательности. Некоторая мозаичность текста и конспективность в изложении событий обусловлена задачами данной монографии систематизировать данные, а также сравнительно рассмотреть этапы развития отечественного мореплавания и морепользования. В завершение автор выражает надежду, что «лихие девяностые», которые ввергли страну в «историческое стойло» мировой экономики и негативно отразились на морской деятельности России, никогда больше не повторятся, и наша страна займет достойное место в будущем мироустройстве. «История российского мореплавания на Тихом океане – это труд десятков поколений и миллионов людей. Имена многих из них вписаны в скрижали отечественной истории, имена других остались в истории российского мореплавания, но абсолютное большинство ушло в вечность неизвестными, просто оставляя после себя Великую страну на берегах Великого океана... Люди приходят и уходят, Родина остается, надо жить и работать дальше, поскольку писать о Величии Прошлого не имеет смысла без твердой веры в Величие Будущего».

Ярхо В. Иноземцы на русской службе. Военные, дипломаты, архитекторы, лекари, актеры, авантюристы... / В. Ярхо. – М. : Ломоносовъ, 2015. – 240 с. : ил. – (История. География. Этнография).

Книга издана в научно-популярной серии «История. География. Этнография». В данной работе собран интересный фактический материал о службе иностранцев на благо нашего Отечества, открываются неизвестные и малоизвестные массовому читателю имена. Сказать в точности, когда именно на русской службе стали появляться иноземцы, не возьмется никто – эти даты теряются в древности. Если обратиться к документам, большинство дворянских родов берет свое начало от предка, который когда-то приехал из далеких земель и поступил на службу к одному из русских князей. Данная книга охватывает события, которые происходили на протяжении трех столетий, начиная со времени правления Ивана III во второй половине XV века до эпохи преобразований Петра Великого. Англичане, немцы, итальянцы, шведы, голландцы, греки и представители других национальностей Европы и Азии ехали в чуждую для них Московию, привлеченные слухами о неслыханной щедрости местных правителей. Среди них были дипломаты, архитекторы, лекари, актеры, но больше всего было различных искателей приключений, военных и даже пиратов. Например, в Ливонскую войну для нарушения морской торговли неприятельских государств из иностранных наемников была создана Каперская флотилия, получившая специальное разрешение (каперское свидетельство) от Ивана Грозного. В ходе создания и строительства в России регулярных вооруженных сил первостепенное значение приобрело обеспечение их высокопрофессиональными кадрами. С этой целью привлекались иностранные военные различных специальностей. Для одних иностранцев пребывание в нашей стране ограничилось сроком контракта, для других Россия стала второй Родиной. Иностранцы и их многочисленные потомки впоследствии составили значительную часть офицеров России в XVIII-XIX веках. Количество иноземцев, особенно западноевропейцев, послуживших России и ставших русскими, при этом сохраняя память о своем происхождении, не подлежит никакому исчислению. Иностранцы внесли существенный вклад в становление и развитие русской армии, науки, искусства, театра, ремесел, торговли и др. Не претендующая на строгую научность книга написана живо и увлекательно, рассчитана на широкий круг читателей.

Страница 4 из 17

Поиск по сайту

Задать вопрос библиографу


Связь с администрацией сайта

- по общим вопросам: navallib_db@mil.ru
- по техническим вопросам webmaster@cnlib.ru