Русская версияEnglish version

  • Show4
  • mountains.jpg

Новые поступления

Волович В.Г. Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949-1955 гг. / В.Г. Волович. – [М.] : Paulsen, [2010]. – 543, [21] с. : ил. – (Международный полярный год).

Книга представляет собой воспоминания и дневниковые записи В.Г. Воловича – известного полярника, военного врача, основателя отечественной медицины выживания и человека, который первым в мире совершил прыжок с парашютом на Северный полюс (1949 г.). Исследовательская деятельность 40-50-х годов XX века явилась значимым вкладом в изучение и освоение Крайнего Севера и Арктики, именно тогда были заложены основы многих научных дисциплин (гидрология, метеорология и др.). Интерес различных государств к Арктике в то время был обусловлен напряженной геополитической обстановкой. Северный Ледовитый океан рассматривался как арена будущих военных действий. Советский Союз заметно отставал в гонке вооружений от США. Наконец, в мае 1947 г. в СССР появился носитель ядерного оружия – совершил первый полет четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-4. Необходимо было найти подходящий маршрут к территории потенциального противника. Самый короткий и удобный путь пролегал через Центральную Арктику. В 1948 г. состоялась высокоширотная авиационная экспедиция «Север-2», в состав которой вошли более 30 ученых. Разумеется, военные цели экспедиции прикрывались научными исследованиями, которые разрешено было опубликовать впоследствии в открытой печати. В данной книге рассказывается о наиболее интересных эпизодах четырех секретных экспедиций «Север-4», «Север-5», «Северный полюс-2», «Северный полюс-3», в которых участвовал автор. Книга, написана живым, доступным языком, не содержит наукообразных описаний и увлекает даже названиями глав («Ядовитые медведи», «Коварный враг полярников», «Быть или не быть», «Смех – драгоценный дар» и др.). Издание предназначено широкой читательской аудитории.

Кузнецов Н.А. Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова» / Н. Кузнецов. – М. : Paulsen, 2017. – 32 с. : ил.

Кандидат исторических наук Н.А. Кузнецов – действительный член Русского географического общества, участник экспедиций в Арктику и Антарктику, автор многочисленных научных и научно-популярных публикаций. В данном издании рассказывается обо всех этапах истории ледокольного научно-экспедиционного судна, начиная с проектирования и постройки. Недавно вышедший на экраны фильм «Ледокол» (режиссер Н. Хомерики) снят по мотивам реальных событий, непосредственным участником которых был «Михаил Сомов». Действие фильма разворачивается на борту судна «Михаил Громов», «роль» которого «сыграл» первый в мире атомный ледокол «Ленин», установленный на вечную стоянку в Мурманске. В 1985 году «Сомов» отправился в свой 14-й рейс в составе 30-й Советской антарктической экспедиции и на 133 дня оказался в ледовом плену у побережья Антарктиды. К дрейфующему судну была послана спасательная экспедиция на дизельном ледоколе «Владивосток», которую возглавил знаменитый полярник А.Н. Чилингаров. Вышедший на выручку «Владивосток» не был рассчитан на сильные шторма в самый неблагоприятный сезон – крены его корпуса порой достигали 45 градусов. Волны сорвали с креплений находящиеся на палубе бочки с горючим для вертолета, было повреждено оборудование. Мощностей дизель-электрохода было не достаточно, чтобы справиться со сковавшими «Сомова» льдами. Антарктида – безъядерная зона, поэтому в спасательной операции нельзя было задействовать атомоходы. Несмотря на сложные условия, наши моряки проявили профессионализм, мужество и выполнили свои задачи. Героическая эпопея, развернувшаяся в высоких широтах, широко освещалась в прессе того времени. Многие участники тех событий были удостоены правительственных наград. Героями Советского Союза стали начальник экспедиции А.Н. Чилингаров, капитан «Сомова» В.Ф. Родченко и командир вертолета ледокола «Владивосток» Б.В. Лялин. Были награждены и сами ледоколы. В честь легендарного дрейфа выпустили значки, почтовые марки, памятные медали. После развала СССР была разрушена система обеспечения Северного морского пути, и пришлось по крупицам восстанавливать старые станции, строить новые. Большая часть материалов завозилась с помощью «Сомова», получившего прозвище «пароход, что всю Арктику кормит». С 1975 по 2016 год «Михаил Сомов» совершил 94 рейса, и в настоящее время продолжает выполнять свою нелегкую работу.

Информация о новых книгах, поступивших в Центральную военно-морскую библиотеку за июль 2017 года

Флагман корабельной науки : [сборник статей]. [Т. 1]. Воспоминания. 2005 г. / ФГУП ГНЦ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова». – СПб., 2005. – 237, [2] с. : ил.

Государственный научный центр «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова» стоит в одном ряду с наиболее известными научными учреждениями мирового военного кораблестроения. Институт, основанный в 1894 году, сыграл огромную роль в создании отечественного Военно-Морского Флота. Научный центр участвовал в решении всех теоретических, научно-технических и технологических проблем, связанных с военным и гражданским судостроением. Здесь проводились испытания корпусов и моделей перспективных кораблей, создавались новые конструкционные материалы, разрабатывались варианты принципиально новой энергетики, оценивалась боевая эффективность морских вооружений и др. Настоящая монография открывает серию воспоминаний сотрудников ЦНИИ имени А.Н. Крылова. В книге описаны этапы создания и развития уникальной лабораторной базы ЦНИИ, в том числе кавитационных труб, являющихся своеобразной визитной карточкой института. Представлен вклад ученых Государственного научного центра в разработку глубоководных аппаратов, малошумных подводных лодок. Освещается деятельность сотрудников института в области гидродинамики и гидромеханики, проблем физических полей и скрытности кораблей. В сборнике не предполагалось публиковать научные материалы, результаты теоретических и экспериментальных исследований. В личных воспоминаниях отражена атмосфера в творческих коллективах при решении сложных задач и проблем, приводятся сведения о результатах их созидательного труда. Академик РАН В.М. Пашин во вступительном слове к изданию цитирует высказывание историка В. Ключевского: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Только уважительный подход к опыту поколений обеспечит преемственность знаний, практических умений и позволит сохранить традиции отечественного военного кораблестроения.

Ведерников Ю.В. Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 / Ю.В. Ведерников. – Владивосток : Изд. Ю.В. Ведерников, 2016. – 275 с. : ил.

Книга подарена библиотеке автором. В издании обобщается опыт русского, советского и российского дальневосточного и тихоокеанского мореплавания, приводятся сведения о кораблекрушениях. Описываются 892 случая катастроф, в том числе иностранных кораблей и судов. Освещается история военного и научного флота, морской пограничной охраны, аварийно-спасательного дела, торгового и промыслового судоходства, портов, судостроительных и судоремонтных заводов, морского образования на Дальнем Востоке России; затрагиваются вопросы освоения нефтяных ресурсов в Охотском море, начиная с 70-х годов прошлого века. Материал излагается в хронологической последовательности. Некоторая мозаичность текста и конспективность в изложении событий обусловлена задачами данной монографии систематизировать данные, а также сравнительно рассмотреть этапы развития отечественного мореплавания и морепользования. В завершение автор выражает надежду, что «лихие девяностые», которые ввергли страну в «историческое стойло» мировой экономики и негативно отразились на морской деятельности России, никогда больше не повторятся, и наша страна займет достойное место в будущем мироустройстве. «История российского мореплавания на Тихом океане – это труд десятков поколений и миллионов людей. Имена многих из них вписаны в скрижали отечественной истории, имена других остались в истории российского мореплавания, но абсолютное большинство ушло в вечность неизвестными, просто оставляя после себя Великую страну на берегах Великого океана... Люди приходят и уходят, Родина остается, надо жить и работать дальше, поскольку писать о Величии Прошлого не имеет смысла без твердой веры в Величие Будущего».

Ярхо В. Иноземцы на русской службе. Военные, дипломаты, архитекторы, лекари, актеры, авантюристы... / В. Ярхо. – М. : Ломоносовъ, 2015. – 240 с. : ил. – (История. География. Этнография).

Книга издана в научно-популярной серии «История. География. Этнография». В данной работе собран интересный фактический материал о службе иностранцев на благо нашего Отечества, открываются неизвестные и малоизвестные массовому читателю имена. Сказать в точности, когда именно на русской службе стали появляться иноземцы, не возьмется никто – эти даты теряются в древности. Если обратиться к документам, большинство дворянских родов берет свое начало от предка, который когда-то приехал из далеких земель и поступил на службу к одному из русских князей. Данная книга охватывает события, которые происходили на протяжении трех столетий, начиная со времени правления Ивана III во второй половине XV века до эпохи преобразований Петра Великого. Англичане, немцы, итальянцы, шведы, голландцы, греки и представители других национальностей Европы и Азии ехали в чуждую для них Московию, привлеченные слухами о неслыханной щедрости местных правителей. Среди них были дипломаты, архитекторы, лекари, актеры, но больше всего было различных искателей приключений, военных и даже пиратов. Например, в Ливонскую войну для нарушения морской торговли неприятельских государств из иностранных наемников была создана Каперская флотилия, получившая специальное разрешение (каперское свидетельство) от Ивана Грозного. В ходе создания и строительства в России регулярных вооруженных сил первостепенное значение приобрело обеспечение их высокопрофессиональными кадрами. С этой целью привлекались иностранные военные различных специальностей. Для одних иностранцев пребывание в нашей стране ограничилось сроком контракта, для других Россия стала второй Родиной. Иностранцы и их многочисленные потомки впоследствии составили значительную часть офицеров России в XVIII-XIX веках. Количество иноземцев, особенно западноевропейцев, послуживших России и ставших русскими, при этом сохраняя память о своем происхождении, не подлежит никакому исчислению. Иностранцы внесли существенный вклад в становление и развитие русской армии, науки, искусства, театра, ремесел, торговли и др. Не претендующая на строгую научность книга написана живо и увлекательно, рассчитана на широкий круг читателей.

Лукошков А.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Т. 1. Финский залив. Кн. 1. Корабли и суда XVIII века. (Ч. 1) / А.В. Лукошков ; Центр подвод. исследований Рус. геогр. о-ва. – СПб. : БЛИЦ, 2017. – 208 с. : ил.

Данной книгой, вышедшей в свет при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области, начинается публикация реестра исторических объектов, обнаруженных на дне окружающих страну морей и внутренних водоемов – озер и рек. В издании собраны и систематизированы результаты многолетней работы Центра подводных исследований Русского географического общества и Национального центра подводных исследований в рамках проекта «Подводное наследие России». Проект, направленный на создание гидроархеологической карты России, предполагает выявление, описание и последующее изучение всех культурно-исторических объектов, в основном кораблей, погибших в разные эпохи, а также объектов прибрежной инфраструктуры. Аналогичные программы на рубеже XX-XXI веков стали щедро финансироваться и реализовываться практически во всех приморских европейских странах. К сожалению, у нас нет такой программы на государственном уровне, хотя Российская Федерация обладает самой протяженной береговой линией и громадной сетью рек и озер, и количество судов, погибших за всю многовековую отечественную историю, и их грузов, по осторожным оценкам ученых, может доходить до 500.000 единиц. Освоение территорий современной России в древности происходило вдоль берегов связанных между собой озер и рек, вблизи которых вырастали города и поселения. Водные пути служили транспортными артериями, связывающими Азию и Европу. О масштабах развития судоходства и судостроения в Древней Руси свидетельствуют летописи и другие исторические источники. В походы в Константинополь и на Каспий одновременно уходило от 200 до 1000 кораблей, впечатляют и отрывочные данные о гибели торговых судов. Например, в 1471 году только за один день (2 сентября по старому стилю) потерпели крушение 180 новгородских судов. Шведские военные флоты дважды погибали на рейде Наровы в 1348 и 1574 годах. Первая книга издания посвящена описанию объектов XVIII века, найденных в Финском заливе. Победа в Северной войне и последующее закрепление Российской империи на Балтике привели к увеличению объемов морских перевозок в этой акватории. Финский залив стал главным транспортным коридором, соединяющим нашу страну с Европой, а его дно – последним пристанищем для множества кораблей. Описания кораблей в книге размещены по территориально-хронологическому принципу. Сначала приведены отечественные и иностранные суда в хронологической последовательности их гибели, находящиеся в российских водах («Лондон», «Портсмут», «Перфилий», “Die Engiel Raphail”, “Hedvig-Elizabeth-Charlotta”, “Aurora”, “Postiljon”, “Zemire”, “Enigheten”, “Ehrenpreutz” и др.), затем – лежащие в финских водах («Святой Михаил», «Северный Орел», «Вышеслав», «Святой Николай»). Издание сопровождается перечнем чертежей. Останки судов представляют собой богатейший материал для реконструкции истории России и соседних государств. Суда и их грузы – уникальные исторические памятники, ценность которых в том, что на суше хозяйственная деятельность и войны уничтожили следы не только древности, но и даже недавнего прошлого. В мировой научной литературе затонувшие корабли образно называют «капсулами времени».

Страница 3 из 16

Поиск по сайту

Задать вопрос библиографу


Связь с администрацией сайта

- по общим вопросам: navallib_db@mil.ru
- по техническим вопросам webmaster@cnlib.ru