Русская версияEnglish version

  • Show4
  • mountains.jpg

Январь 2017

Миллер, Д. Армии Второй мировой войны. Вооруженные силы Германии и ее союзников : униформа, снаряжение, вооружение / Д. Миллер ; пер. с англ. А.В. Лаврика. – М. : АСТ, 2014. – 383, [1] : ил., табл.

Богато иллюстрированное издание предназначено всем, кто интересуется историей Второй мировой войны и увлекается исторической реконструкцией. В книге обстоятельно рассказывается о званиях (офицеров и младшего командного состава), системе награждения и поощрения, повседневной и парадной форме одежды, камуфляже, знаках различия, снаряжении (личном, медицинском, горном, зимнем), вооружении, личных вещах, уровне бытового комфорта, организации питания, транспорте, использовании лошадей и многом другом в различных родах войск стран гитлеровской коалиции. Книга-альбом содержит черно-белые фотографии, запечатлевшие сцены боев, а также цветные изображения предметов обмундирования и снаряжения, экспонатов из музеев и частных коллекций, дающих наглядное представление о том, как жил обыкновенный военнослужащий стран «оси» того периода. Приведены сведения о вооруженных силах Германии, Японии, Италии, Болгарии, Венгрии и Румынии.

Козлов, Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914-1917) / Д.Ю. Козлов. – М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. – 536 с.

«Господство на море... не означает ничего, кроме обладания морскими сообщениями, одинаково – военными или торговыми», – писал накануне Первой мировой войны английский военный теоретик и историк Дж. Корбетт. События 1914-1918 гг. во многом подтвердили этот тезис и показали огромное значение контроля обстановки на морских коммуникациях на ход и результаты военных действий. Опыт Первой мировой войны значительно обогатил теорию и практику борьбы на морских сообщениях, и российский флот внес заметный вклад в эволюцию этого вида боевых действий. В издании анализируются тенденции развития форм и способов использования сил и средств военно-морского флота в интересах нарушения коммуникаций противника на Балтийском и на Черном морях. Важным достижением нашего флота стало внедрение системы одновременных действий разнородных сил, которая предусматривала активную борьбу с судоходством неприятеля на различных участках коммуникаций. Обобщенный и критически осмысленный опыт применения отечественного флота на морских коммуникациях в Первой мировой войне стал основой для создания новой отрасли военно-морского искусства – оперативного искусства ВМФ. В монографии использовано большое количество источников, многие документы вводятся в научный оборот впервые. Издание содержит приложения, указатель кораблей, именной и библиографический указатели.

Синегубов, С.Н. Кайзеровская Германия – Великобритания – Россия: альтернативы и реалии военно-морских взаимоотношений в 1897-1906 гг. / С.Н. Синегубов, С.П. Шилов ; С.-Петербург. гос. мор. техн. ун-т [и др.] – СПб. : Остров, 2016. – 320 с. : ил.

В начале ХХ века военная мощь стран Европы, а также США и Японии чрезвычайно усилилась. Составной частью милитаризма стала гонка морских вооружений и сопутствующая ей так называемая «идеология нового маринизма». Ее теоретиками были братья Дж. и Ф. Коломбы (Великобритания) и А.Т. Мэхэн (США), убежденные в том, что только сильный линейный флот обеспечит государству статус великой державы и возможность влиять на внешнюю политику. Практическое воплощение основных положений «нового маринизма» обострило соперничество флотов ведущих стран, что в конечном итоге усилило политический кризис и вместе с экономическими противоречиями привело к Первой мировой войне. В монографии рассматривается военно-морская политика на европейском континенте, анализируются предпосылки возникновения военно-морского противостояния Германии и Великобритании, а также место России в этом противостоянии. Особое место в заключительной главе отведено Гулльскому инциденту (22 октября 1904 г.), ставшему формальным поводом к резкому обострению германо-английских отношений. В этот день кораблями 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием З.П. Рожественского во время Русско-японской войны были ошибочно расстреляны английские рыболовецкие шхуны. Издание содержит объемный библиографический список и именной указатель.

ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923-1931 гг.) : архивные документы и материалы / Центр. архив ФСБ РФ [и др.] ; отв. ред. и сост. : В.С. Христофоров. – М. : Граница, 2015. – 664 с. : ил., портр.

Издание посвящено деятельности Экспедиции подводных работ особого назначения. Отечественный военный и торговый флот понес значительные потери в годы Первой мировой  и Гражданской войн, сотни кораблей и судов оказались затопленными или раскиданными по всему Мировому океану. Чтобы обеспечить судоподъем, необходимо было создать технически оснащенную и укомплектованную специалистами организацию. Ведение этой работы было возложено, как ни парадоксально, на военных контрразведчиков Государственного политического управления СССР, и в 1923 г. в структуре этого ведомства при Особом отделе была организован ЭПРОН. Перед Экспедицией были поставлены следующие задачи: воссоздание военного и торгового флота и использование на нужды народного хозяйства металла и оборудования не подлежащих восстановлению кораблей. Сборник подготовлен Центральным архивом Федеральной службы безопасности России, Российским государственным архивом Военно-Морского Флота и архивом Российской академии наук. Материалы, представленные в книге, рассказывают о становлении и развитии ЭПРОНа, об успехах и достижениях, проблемах и ошибках в работе по судоподъему; дают представление о повседневной деятельности Экспедиции, организации работы, условиях работы и быта сотрудников. Приводятся нормативные акты, отчеты, справки, докладные записки, телеграммы, письма, наиболее интересные статьи из «Бюллетеня ЭПРОНа» и др. Книга состоит из двух разделов: «Административно-хозяйственная, организационно-кадровая и финансовая деятельность ЭПРОНа. Распорядительные документы», «Судоподъем, водолазное дело, подъем подводной лодки L-55». Издание сопровождается обширным научно-справочным аппаратом («Специальные и технические термины», «Список организаций и ведомств», «Список кораблей и судов», «Список географических названий», «Именной комментарий», «Сводный перечень архивных документов, использованных при подготовке сборника»).

Вторая Камчатская экспедиция. Документы, 1739-1740. Морские отряды / сост. : Н. Охотина-Линд, П.У. Мёллер ; отв. ред. В. Хинтцше. – Нестор-История, 2015. – 968 с. : ил. – (Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов ; т. X).

Серия публикаций «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов» была основана Фондом Франке (Германия) и Санкт-Петербургским филиалом Архива РАН, чтобы сделать материалы по этой тематике доступными для ученых и всех заинтересованных читателей. Вторая Камчатская экспедиция или Великая Северная экспедиция (1733-1743), возглавляемая датчанином на русской службе Витусом Берингом, явилась логическим продолжением организованной по инициативе Петра I Первой Камчатской экспедиции (1725-1730), главной целью которой было выяснить: соединяются ли Северная Азия и Америка. Задачи Второй Камчатской экспедиции были масштабнее. Морские отряды, основное подразделение экспедиции, должны были исследовать и картографировать северное и восточное побережье Российской Империи и решить вопрос о возможности ведения торговли с Индией и Китаем через Северо-Восточный морской путь. Также морские отряды должны были отыскать морской путь к Северной Америке и Японии. И одно из подразделений экспедиции имело своей целью составить подробное описание географии, истории, этнографии, флоры и фауны Сибири. В настоящий том включены документы морских отрядов за 1739-1740 гг. Редкие архивные материалы дают исчерпывающую картину хода экспедиции; наглядно показывают, как осуществлялось ее транспортное, бытовое и продовольственное обеспечение; освещают вопросы, связанные с общением с местным населением и властями, а также взаимоотношения и внутренние конфликты между отдельными участниками экспедиции.

Поиск по сайту

Задать вопрос библиографу


Связь с администрацией сайта

- по общим вопросам: navallib_db@mil.ru
- по техническим вопросам webmaster@cnlib.ru